Оригинальное название статьи: The Gate
Переводчик: Эргонт
Степень готовности перевода: Необходима вычитка и корректура (70%)
Страницы: 48-51
Божества Врат
Во Вратах Балдура огромное число храмов и дюжины святилищ. Некоторые из святилищ, например, Бдительный Щит, стояли на протяжении целых столетий, тогда как остальные появились в результате переселений беженцев в последние годы. Отдельным личностям, которым необходимы услуги магического характера, например, различные зелья и снадобья, следует зайти в один из трёх могущественных храмов в стенах городах. Но для тех, которые способны расплатиться лишь молитвой, в районе Сдвоенной песни находится большое количество жрецов: они только и ждут пополнения собственной паствы, чтобы перебраться в места получше.
Большая часть обитателей Врат Балдура верует в три божества — Амберли, Тимору и Гонда, которые уже несколько поколений являются основными божествами города. Будучи речным и морским портом, равно как и центром торговли, Врата Балдура давным-давно обзавелись храмом Амберли. На жизненном пути торговца может возникнуть бесчисленное число проблем, и к тому же, нельзя забывать об игровых пристрастиях многочисленных жителей города — на всё воля Тиморы, поклонение которой стало неотъемлемой частью культуры Врат. Наконец, жрецы Гонда являются ведущим колесом в городской жизни: в минувшем столетии они обеспечили Врата Балдура кранами, рельсовыми вагонетками и сухими складскими помещениями в доках — всё это превратило прежний рай для контрабандистов в один из самых загруженных портов на побережье Меча.
Гонд
Герцог Торлин Среброщит является верховным ремесленником Высшего Дома Чудес и возглавляет гондарцев. Даже учитывая то, что Среброщит везде приложил руку, служитель храма, Андар Бич, управляет дневными делами. Бичу не нравится то, что Среброщит вовлечён в политику, но величайшей благодетелью во имя Гонда считается промышленная занятость, а Среброщита нельзя обвинить в лени. Когда народные волнения мешают работе, вперёд выступают Бич и Среброщит с остальными гондарцами.
Бич, посвятивший жизнь служению Гонду, считает, что многие жители Внешнего города отринули рабочую радость ради грешной лени. Андар постоянно критикует Гильдию, считая, что та «крадёт работу у остальных». В равной степени он не питает симпатий по отношению к обитателям Верхнего города. Тщедушный жрец уверен, что многие патриарии — такие же паразиты, как и Гильдия, поскольку сами ничего не делают, живя за счёт усердных предков. По мнению Бича основная разница между патриариями и Гильдией в том, что первые ухудшают проблемы города, а причина проблем — это Гильдия.
Амберли
Поклонение Амберли во Вратах Балдура изначально было в ходу, в первую очередь, у пиратов и контрабандистов, благодаря которым зародилась гавань. Покуда многие видят в Амберли злую богиню, наслаждающуюся тонущими моряками, жителям Врат Балдура она словно заменяет мать — строгую и переменчивую, но, при этом, родную.
Дом Водяной Королевы возвышается на огромном причале. Милость Королевы, огромный фонтан посреди двухметрового пруда, плюётся брызгами прямо в море на дальнем конце пирса. Центральный мраморный постамент сделан в виде полноразмерной кормы как будто тонущего корабля. Вода бьёт из пробоин в корпусе, а струи регулярно заливают палубу. Для полноценной работы фонтана инженеры-гондарцы провели трубы от утёсных резервуаров таким образом, чтобы те били под напором сверху вниз. Во время публичных церемоний палуба корабля служит храмовым алтарём.
Сразу за фонтаном храм опускается до уровня пирса. Южная часть строения исчезает в морских водах ступенчатым каскадом, чтобы служительницы волн (жрицы храма) могли спуститься по ним с подношениями Амберли. Дом Водяной Королевы является старейшим храмом города, и некоторые из его стен — например, залы, находящиеся под водами гавани — несут следы работы самых первых резчих Врат Балдура. Те тоннели видели только служительницы волн: на самом деле, лишь немногие жители города ступали внутрь Дома Водяной Королевы. Стоит кому-то постучать в храмовые двери, их открывают две служительницы. Одна уносит подношения в глубину храма, тогда как вторая читает короткую молитву страждущему. Затем вторая жрица уходит, закрывая за собой дверь.
Моряки, рыболовы, рабочие гавани, торговцы, их родственники и все те, чья жизнь зависит от милости речных или морских вод, приносят в дар, что только могут: еду, несколько медяков или старое кольцо. Те, кто может пожертвовать больше, так обычно и делают в надежде заслужить роскошными подарками милость Амберли. Жрицы, по-видимому, получают лишь части всех богатств, но никого из мрачных сестёр никто не заметили в покупке чего-нибудь экстравагантного или дорогого. Большая часть жителей Врат уверена, что Амберли забирает все подношения, и считается плохой приметой увидеть, как служительницы волн спускаются в море с дарами.
Алландра Серая, титулованная Приливной Волной в храме, возглавляет чуть менее двух десятков жриц, следуя традиция матери и бабки. Большую часть жречества храма составляют овдовевшие жёны, чьи мужья сгинули в море, или девушки, осиротевшие в результате каких-то морских трагедий. Некоторым подобная практика может показаться странной, но жрицы (которые сочувствуют друг другу в виду похожего опыта) с радостью примут, накормят и оденут даже бездомных. Некоторые служительницы волн верят, что работа в Доме Водяной Королевы сближает их с утерянной семьёй, и некоторые верующие спускаются по ступеням в воду, чтобы воссоединиться с возлюбленными. Серая никоим образом ни порицать, ни восхваляет подобную практику.
Когда гражданские беспорядки или опасность извне угрожают Серой Гавани, Приливная Волна Серая со служительницами волн объединяются с любой фракцией, которая сулит лучшую защиту морякам и рыболовам. А затем они мобилизуют силы для спасения их жизней — не взирая на потери кораблей или несомого ими ценного груза.
Тимора
Поскольку начало Вратам Балдура положили морские торговцы, жречество богини удачи и риска нашло благодатную почву для основания храма Тиморе в первые годы существования города. Стены Зала Леди построены из местного гранита, на крыше — глиняная черепица, а украшен храм небольшим шпилем, который лишь слегка возвышается над и так высокими зданиями Верхнего города. В отличие от Высшего Дома Чудес и Дома Водяной Королевы непритязательное строение прекрасно контрастирует с архитектурой города.
Внутри Зала Леди в статуях и скульптурах отображены сцены обернувшейся лицом и отвернувшейся удачи на море. Украшен храм, преимущественно, в духе морской тематики, отображая страсть и любовь балдурцев к водной стихии. Вообще, тиморцам досталось как внутреннее убранство, так и само здание от паствы Валкура, которому поклонялись в ранние годы существования города. После основания храма жрецами Валкура, укротителями волн, целая серия печально известных потоплений судов вызвала бунт: местные жители потребовали от жрецов Валкура защитить их от гнева Амберли. Когда затонул ещё один корабль вместе со всеми моряками, бунтовщики связали жрецов Валкура и вместе с грузом на ногах спустили по ступеням Дома Водяной Королевы. После этого считалось, что храм Валкура проклят, но тиморцы увидели прекрасную возможность положить конец слухам о населяющих его стены призраках. И Тимора оправдала их риск.
Храм Тиморы может казаться не впечатляющим, но здание используется только для религиозных церемоний, о которых жречество печётся мало. Для претворения в жизнь воли Тиморы её жрецы — вестники удачи — контролируют большую часть игорной деятельности города. Они не участвуют в играх, а, скорее, судят соревнования, драки, петушиные бои и иные состязания навыков и удачи.
Жрецы работают в различных игорных домах и заведениях, а также устраивают состязания на городских фестивалях. Ещё вестники удачи Тиморы порой выступают в роли агентов различных жителей со внушительными или экзотичными способностями и умениями, и они помогают нуждающимся в анонимном решении проблем. По различным причинам многие жители Врат не сознаются в работе на или с Гильдией, Стражей или Пылающим Кулаком: таким образом, храм заполняет для них эту нишу, принимая запросы и огромные пожертвования и разрешая вопросы. Жречество понимает, как опасно переходить дорогу Гильдии, но жрецы верят в поговорку «Кто не рискует, тот не пьёт шампанское».
Гуннар Трун, переселенец с острова Гундарлун, что в холодном северном море, — громогласный и вечно улыбающийся глава храма с лихим нравом. Гуннара зачастую можно обнаружить на бойких игрищах: он подзуживает игроков и с силой хлопает их по спинам. В смутные времена Трун, как правило, тут же начинает воодушевлять всех и каждого, является посредником между вовлечёнными партиями и всячески поддерживает нейтралитет тиморцев.
Основные святилища
В Верхнем и Нижнем городах находятся святилища определённым божествам. В отличие от храмов, святилища представляют собой однокомнатные помещения, а то и вовсе открытые постройки без дверей. Когда вера в определённое божеств начинает пользоваться большей популярностью, у жреца святилища, как правило, появляется много аколитов и смотрителей — их число, как правило, формируют жители близлежащих домов. Но когда всеобщий энтузиазм спадает или же жрец умирает, а то и вовсе перебирается в другие края, поддержание святилища ложится на плечи какого-нибудь другого верующего.
Ильматер: Святилище Ильматера, покровителя мучеников и бога кроткой стойкости, находится на небольшой тихой площади в Груде. Святилище Страданий — это ничем не примечательное каменное сооружение, где беднейшие жители Врат могут получить бесплатное питание и достаточно медяков, чтобы оплатить проход через городские ворота.
Постройка сооружена на целой сети крипт. За небольшое пожертвование любой может похоронить усопшего друга или возлюбленного в склепах: там трупы медленно гниют во тьме и служат кормом сотням крыс, забирающихся в крипты из коллекторов. Когда от трупа остаются одни лишь кости, верующий Ильматера относит их в комнаты-оссуарии, где кости раскладываются по типам. Это может показаться, на первый взгляд, незавидным посмертием, но для многих бедняков святилище предлагает единственный вид похорон, который те в состоянии позволить.
Добросердечные горожане из всех слоёв общества жертвуют небольшие суммы на поддержание храма, припасы для паствы и средства существования для жреца и двух аколитов, которые приходятся ему детьми. Даже спустя десять лет брат Ходжес остро ощущает утерю возлюбленной жены, но более-менее научился жить с этим благодаря двум детям, Гансену и Сиссе, не достигшим брачного возраста. Жители ценят и любят всех троих. Беднякам разговоры с братом Ходжесом или его детьми по душе даже тогда, когда у жреца нет возможности пожертвовать еду или пару медяков.
Когда в городе начинаются какие-то волнения, то брат Ходжес делает всё возможное, чтобы помочь нуждающимся. Если положение дел во Внешнем городе ухудшается, жрец отправляется ко двору герцогов, лордов или Пылающего Кулака и просит тех проявлять милосердие в действиях или суждениях.
Латандер: Городское святилище Латандера называется Рассветным порталом и находится в Просторе. Сделанная из камня розового оттенка арка стоит на постаменте, возвышающемся над улицами. По заведённой давным-давно традиции к востоку от святилища ничего не строится: таким образом, Рассветный портал и первые лучи восходящего солнца разделяют только туман и городская стена.
Когда-то несколько жрецов Латандера заведовали святилищем солнечного бога, которое посещали, фактически, все путники и артисты. Многие новобрачные обменивались обетами под аркой, а потом проходили через неё, знаменуя начало новой жизни. После того, как жрецы ушли, Рассветный портал перестал пользоваться популярностью. Но жители Врат до сих пор верят, что проход через арку приносит удачу.
Огма: Свёрнутый свиток, святилище Огмы, резко контрастирует с окружающими его жёлтокаменными зданиями со сланцевыми крышами. Подобно Высокому Дому Чудес и Залу Чудес главный зал святилища сделан из белого мрамора, а изогнутая крыша ярко-красного цвета с позолотой. Под крышей в глубокой низине находится широкий пруд, а возвышение для чтения речей расположено в самой воде. Из-за необычной конструкции святилища выступающих хорошо слышно в любом уголке постройки.
Верховный учёный Бревек Фаэнор, человек за сорок, является официальным лицом святилища. Уже некоторое время он почти отдалился от исполнения собственных обязанностей, позволив заниматься святилищем мирским жителям, а выступать могут все, у кого есть что сказать. Огма благоволит знаниям, вдохновению и идеям, а святилище было построено именно ради их распространения. Однако верховный учёный положил глаз на Высокий Дом Чудес после своего прибытия во Врата Балдура. После недавней провалившейся попытки захватить власть в храме Гонда Фаэнор проводит время за изучением книг в библиотеке Гонда или подле Свёрнутого свитка, где он с печальным видом выслушивает жалобы по поводу очерёдности выступающих. Между тем, Фаэнор держит ухо востро, ожидая ещё шанса занять верховное место в Высоком Доме Чудес.
Хельм: В прошлом стражники, солдаты Пылающего Кулака, телохранители, караванные охранники и все те, на чьих плечах лежал священный долг защищать кого бы то ни было, часто посещали Бдительный щит, святилище Хельма. После смерти бога стражей небольшая часовня и, словно паперти, наблюдательные посты-крылья простояли пустыми словно монумент богу, погибшему при исполнении долга. Ходят слухи, что ночами святилище охраняют призраки, но молодёжь из Верхнего города, которая постоянно ищет приключений на собственную голову, обычно натыкается на лишь на рассерженных стражников.
Малые святилища
Источник, что на улице Ветряной мостовой, несёт на себе лик Эльдата, к которому народ притрагивается прежде, чем набрать воды — жители верят, что тогда день будет тихим и спокойным. В вечном тёмном тупике, где дома исписаны надписями или просто разрисованы, нуждающиеся находят утешение в тени стены с чёрным диском Шар. Небольшой дуб — одно из немногих деревьев Нижнего города — тянется к небу сквозь трещину в стене; в День зелёной травы и Высокую жатву жители увешивают ветки дерева хлебом и фруктами, прославляя Сильвануса. Изображения перчаток Торма и Хельма вырезаны на каждой двери в башнях по периметру стен — они являются как данью геральдике города, так и живым напоминанием солдатского долга по защите города.
На улицах, здания и внутри домов Врат Балдура — равно как и по всему Фаэруну —существуют сотни таких же небольших рукотворных святилищ и святынь, но лишь несколько заслуживают особого упоминания.
Сиаморф: Титул и очередное воплощение Сиаморфа, экзарха знатности и наследственного права на власть, переходило от одного достойного дворянина к другому на протяжении всей истории поклонения божеству. Давным-давно партиарии Врат поклонялись последнему мужскому воплощению Сиаморфа. Но изменение отношения патриариев к собственному праву на власть, то, что они стали считать себя вправе наживаться на остальных, а не нести ответственности за них, привело к увяданию в Сиаморфа: согласно догматом веры божества большая власть несёт большую ответственность. Сотни лет назад — во времена, когда ещё оставались приверженцы истинной веры в Сиаморфа во Вратах Балдура — экзарх переродился, воплотившись в дворянке из Глубоководья.
Но и сегодня святилища Сиаморфу остаются во многих поместьях патриариев. Статьи Сиаморфа, на которых он изображён одетым в богатые одежды аристократом с острой бородкой и небольшой лысиной, стоят в дальних углах, пыльных шкафах и среди коллекций прочих скульптур — скачущих сатиров, благородных воинов, павших в битве, или погибших в хватке кракена кораблей. В поместье Среброщит статуя Сиаморфа статую окутывает плащ из клематисов — она выглядит красиво, но всё же забыто.
Лурью: Рыцари Единорога зародились как кучка романтично настроенных отпрысков правящих семей. Лурью стала их путеводной богиней, а большая часть приключений происходила удовольствия ради. Реальность опасностей, с которыми они сталкивались, в конечном счёте, тихо отходила на второй план, а учения Лурью становились для них принципами жизни: от жизни нужно получать удовольствие и наслаждаться ею; вызовы нужно принимать из принципа; невозможные мечты должно претворяться в жизнь ради самого чувства сбывшейся мечты; нужно восхвалять чужую силу и порицать слабость.
Со времени своего образования и ещё до распространения популярности Рыцарей Единорога за пределы Врат Балдура главным штабом организации было заведение «Шлем и плащ». В главном зале до сих пор красуется вырезанная в мраморе голова единорога с бронзовым рогом. Многие посетители гладят или целуют рог на удачу, из-за чего тот блестит и сверкает по все длине.
Гаргот: Загадочные Рыцари Щита с давних пор насчитывали в своих рядах многих патриариев и купцов Врат. Один давнишний лидер секретного сообщества, герцог тетирский Инсельм Ххьюн, поженил одного из племянников на невесте из патриарской семьи. Затем герцог выкупил семейное поместье и превратил его в дворец-усадьбу местного отделения Рыцарей. Его действия также обеспечили роду Ххьюнов место среди патриариев.
Немногим Рыцарям Щита известно было тогда, а ещё меньшим — сейчас о том, что Ххьюн советовался с Сокрытым Лордом Щита, магическим щитом, который разговаривал с Ххьюном при прикосновении. Щит был ничем иным, как давно утерянным щитом Сильвама, от которого организация и получила своё имя. Тем не менее, один из предков Ххьюна сделал щит новым тотемом Рыцарей Щита, не зная о том, что тот был хранилищем Гаргота, дьявола, желавшего стать богом.
Когда Гаргот начал завладевать контролем над Ххьюном, герцог «решил» построить тайные комнаты для поклонения, путь к которым лежал через канализацию под усадьбой. После смерть Инсельма Ххьюна «Яма» превратилось в один семейных скелетов в шкафу, о котором большинство Ххьюнов предпочло забыть. Нынешние члены семьи ничего не знают о ней.
Сдвоенная песня
В этой части Внешнего города находятся святилищ большему количеству богов, чем знают жители — по крайней мере, до тех пор, пока не наткнутся на это святилище. Прошедшие через переправу Вирма беженцы, переселившиеся во Врата Балдура после разразившихся войн или катастроф, как правило, оставляют символы своих божеств в благодарность за безопасный путь. Символы обретают известность, спустя некоторое им начинают поклоняться в небольших рукотворных молельнях. Со временем появился обычай во Вратах Балдура: разнообразные святилища, палатки, идолы, алтари и храмы пользующимся популярностью божествам усеивают весь северный берег реки Чионтар.
Церковь Последней Надежды: Скромная часовня в Сдвоенной песне не посвящена какому-то конкретному божеству, зато предлагает спокойное самоубийство через ритуал дремления. Страдающие от депрессии, ужасно больные или изувеченные могут получить приглашение от персонала храма, которые приписывают собственную осведомлённость о страданиях проведению. Судьба прошедших через их руки душ неизвестна.