Источник: Forgotten Realms Campaign Setting 2nd edition (revised)
Оригинальное название статьи: Languages of the Realms
Сеттинг: Forgotten Realms
Степень готовности перевода: Оконченный перевод (100%)
Языки Королевств
Что касается всего остального - разумных рас, правителей, богов и систем счисления года - в Королевствах существует огромное количество языкового разнообразия. Существуют расовые языки и региональные диалекты, профессиональные символы и тайные языки. Существует пять "универсальных" письменных языков и столько же различных индивидуальных языков, сколько и тех, кто на них говорит.
Большинство людей к северу и востоку от Моря Упавших Звезд полуграмотны, то есть они знают достаточно письменного языка, чтобы справляться с повседневной жизнью. Тот факт, что письменный язык понимают не все, объясняет многие специализированные сигилы и руны в Королевствах, а также популярность бардов.
Грамотность наиболее распространена среди высших и профессиональных классов. Предполагается, что она также распространена среди большинства компаний искателей приключений и считается таким же навыком выживания, как умение ставить ловушки или плавать. Западные Врата, юг Сембии и, возможно, Холмодаль в Сердечных Землях и Уотердип на Побережье Мечей являются преимущественно грамотными районами. В других местах нужно "доверять своему языку", как говорят странники.
С точки зрения игры, DM может решить сделать понимание письменных версий языков автоматическим для тех, кто может на них говорить - если вы можете говорить на общем, вы можете также читать и писать на общем. Это самый простой подход к языку в Королевствах, хотя и не совсем точный. В действительности, чтение или письмо на одном из пяти языков должно считаться отдельным знанием языка, нежели владение тем же языком.
Общий язык: Почти все разумные существа, которых можно встретить, способны понимать и говорить на общем языке (торговый язык людей, на котором говорят с небольшими различиями во всех известных Королевствах), хотя они могут притворяться, что это не так. От региона к региону в Королевствах общий язык может иметь различные акценты и немного отличаться в словарном запасе, поскольку на него влияют другие местные человеческие и нечеловеческие языки. Если уроженец Тая сможет общаться с жителем Врат Балдура, то каждый из них будет знать о смешном акценте другого. Аналогичным образом нечеловеческие языки принадлежат к одному языковому древу, так что эльфы, живущие в Эвереске, Эвермите и Эльфийском Дворе, могут понимать друг друга (за исключением, опять же, местных диалектов и акцента). Для людей эльфийский "общий язык" называется просто эльфийским, а дварфийский "общий язык" - дварфийским.
Письменный общий язык, который в данном документе представлен как английский, является потомком Торасса, первоначального торгового языка. Большинство людей используют руны для передачи информации.
Торасс (также называемый Старый Общий): Торасс - древний письменный торговый язык и универсальный язык давно исчезнувших Королевств. Его часто находят в гробницах, подземных ходах и древних жилищах, и он до сих пор используется писцами южных знатных дворов. Он является прародителем общего языка. Этот язык использовался в основном для составления документов и торговых записей, а также историй, и поэтому не получил широкого распространения. Надпись на торасском языке переводится непосредственно на общий язык, хотя в ней обычно используется архаичная форма построения фраз и лексика.
Эспруар: это лунный эльфийский алфавит, которым большинство эльфов Королевств передают сообщения либо на общем, либо на своем родном языке. Эспруар (ЭС-пру-АР) - красивый алфавит, им часто покрывают эльфийские украшения и памятники. Эспруар редко наносится на бумагу, но когда требуются постоянные записи, его впечатывают в металл по дварфийской моде. Эльфийские истории редки, поскольку большинство эльфов, переживших те события, о которых пойдет в них речь, еще живы.
Руны Детхек: Дварфы редко пишут на том, что может погибнуть. В редких случаях они штампуют или начертают руны на металлических листах и скрепляют их вместе, создавая книги, но камень - их обычное средство: каменные стены в пещерах, каменные здания, столбы или стоячие камни - даже каирны. Чаще всего они пишут на табличках, которые на обычном языке называются рунными камнями.
Типичный рунный камень плоский и ромбовидный, толщиной около дюйма, изготовлен из гранита или другой очень твердой породы. На лицевой стороне камня по краю кольцом или по спирали начертаны руны Детхек, а в центре обычно находится изображение. Некоторые рунные камни имеют рельефные изображения и используются в качестве печатей или могут быть вдавлены в мокрую грязь, чтобы служить временными маркерами подземных троп.
Для дварфа все рунные камни несут какое-то послание. Большинство из них покрыты руническим письмом Детхек, которое переводится непосредственно на дварфийский или обычный язык. Руны этого письма просты и состоят из прямых линий, чтобы легче было вырезать их на камне. В Детхеке нет знаков препинания, но предложения обычно разделяются косыми чертами, слова - пробелами, а над заглавными буквами проводится линия. Числа, заключенные в рамки, являются датами, день предшествует году. Существуют коллективные символы или знаки для обозначения народов (кланов или племен) или рас. Если начертаны руны, то имена существ и места обычно выделяются красным цветом, а остальной текст окрашивается в черный цвет или оставляется в виде не украшенных борозд.
Руатлек: Руатлек, "тайный язык" или магическое письмо иллюзионистов, редко встречается в Королевствах. Сами иллюзионисты довольно редки на Севере, но известно, что в Уотердипе хранится по крайней мере одна библиотека книг на этом языке, охраняемом двемерами. Предполагается, что этот письменный тайный язык иллюзионистов происходит от использования магических рун. Иллюзионисты получают доступ к этому языку только после выбора своего класса. Его могут выучить и другие, но он не дает способности к магическим заклинаниям.
Языки Королевств
Письменные языки
¨ Общий
¨ Детхек
¨ Эспруар
¨ Руатлек
¨ Торасс
Разговорные языки
¨ Ааракокра
¨ Альжедо (Калимшан)
¨ Старый Уирмиш[1]
¨ Бехолдер
¨ Брауни
¨ Жукомедведь
¨ Булливуг
¨ Кентавр
¨ Общий
¨ Дельфин[2]
¨ Драконья черепаха
¨ Дриада
¨ Дварфийский
¨ Эльфийский
¨ Эльфийский, Дроу
(Безмолвная Речь).
¨ Эльфийский, морской
¨ Огнетритон
¨ Гаргулья
¨ Язык Джиннов
¨ Гигантский Орел
¨ Гигант[3]
¨ Гнолл
¨ Гномий
¨ Гоблин
¨ Халфлинг
¨ Гарпия
¨ Хай-Шоу (Кара-Тур)
¨ Невидимый Сталкер
¨ Джермлейн
¨ Ки-Рин
¨ Коалинт
¨ Кобольд
¨ Корред
¨ Куо-Тоан
¨ Ламмасу
¨ Человек-ящерица
¨ Локатах
¨ Тритон
¨ Мидани (Закарра)
¨ Минотавр
¨ Моркот
¨ Навозник
¨ Малхоранди
(Старые Империи)
¨ Нексалан (Мазтика)
¨ Никси
¨ Нимфа
¨ Огр
¨ Огр-маг
¨ Орк
¨ Совиный медведь Отюг/Нео-отюг
¨ Пегас
¨ Пикси
¨ Реморхаз Сахуагин
¨ Сатир
¨ Сфинкс
¨ Спрайт
¨ Сильф
¨ Таслой
¨ Три-Крин
¨ Треант
¨ Тритон
¨ Троглодит
¨ Тролль (Холмы Троллей)[4]
¨ Умбра
¨ Халк
¨ Нижне-общий
(Андердарк - общий)
¨ Единорог
¨ Унтерик
(Старые Империи)
¨ Урд
¨ Вемик
¨ Языки Ликантропии[6]
¨ Кит[2]
¨ Блуждающие огни[2]
¨ Юань-Ти
Примечания
1 Старый Уирмиш - это язык предков всех драконов, который они используют при общении друг с другом через видовые границы. Кроме того, каждый подвид драконов имеет свой собственный язык, заимствованный из Старый Уирмиш. Эти языки можно рассматривать как отдельные языки, хотя знание Старый Уирмиш сослужит путешественнику хорошую службу.
2 Хотя эти существа имеют общий язык между собой, природа этого языка неразличима для человека - дельфины используют звуки выше человеческого слуха, киты используют звуки ниже человеческого слуха, а блуждающие огни используют интенсивность своего собственного света.
3 Гранты имеют общий язык, используемый всеми представителями их расы, и, кроме того, у них есть свои собственные подъязыки. Общий язык грантов и язык холмовых великанов считаются двумя отдельными языками.
4 Тролли говорят на разных языках, состоящих из испорченных и развратных фраз и заимствованных слов из других языков. Язык троллей относится только к диалекту Тролльбаркского леса и Высоких болот. За их пределами (скажем, в Великой Серой Земле Тхар) говорящий может с тем же успехом говорить на Мидани.
5 Нижне-общий - торговый язык Андердарка. Он кардинально отличается от обычного языка, используемого на поверхности, и использует структуру предложений и заимствованные слова у рас, живущих под землей.
6 Каждый вид ликантропов имеет свой родной язык, который разделяют остальные представители его породы. Каждый язык должен изучаться отдельно, и его нельзя использовать с ликантропами разных пород. Другими словами, человек, говорящий на тигрином языке, не может общаться на медвежьем.
Два последних примечания: У друидов и воров есть свои личные языки, которыми они не делятся с людьми за пределами своего сообщества. Они не могут быть изучены посторонним человеком.
Ed Greenwood, Julia Martin, Jeff Grubb (1993). Forgotten Realms Campaign Setting 2nd edition (revised), A Grand Tour of the Realms. (TSR, Inc), p. 22. ISBN 1-5607-6617-4.
Подписывайтесь и поддержите мой небольшой проект!
Вконтакте
Бусти
Спасибо за внимание!
Перевод: Senar